Чиллеры

Фенкойлы

Моноблочные
кондиционеры

Сплит-системы

Градирни

Компрессоры

Хладагенты


 

Монтаж холодильных установок

Заправка системы холодильным агентом, маслом и хладоносителем

После испытаний на плотность и прочность, устранения всех течей установку вакуумируют, заправляют маслом, холодильным агентом, контур хладоносителя — хладоносителем и систему оборотной воды — водой. При работе с небольшими фреоновыми установками следует учесть, что компрессоры поступают заправленными маслом. Даже если в смотровом глазке не видно уровня масла, следует проверить его, отвинтив пробку внизу картера (в случае герметичных компрессоров без глазков по наличию плеска). Случается на заводах перезаправляют компрессор выше глазка и уровня не видно. Крупные агрегаты приходят без заправки маслом, перед заполнением системы холодильным агентом следует заправить их маслом. Для этого к штуцеру в картере или маслоохладителе присоединяют шланг, второй конец которого опускают в бочку или в канистру. Масло поступает в вакуумированный агрегат, важно не допустить попадания воздуха в систему, для этого надо контролировать уровень масла в заправочной емкости и перекрыть вентиль или ниппель, когда масло в емкости закончится. Обычно заправляют компрессор до 3/4 смотрового глазка либо до риски, нанесенной на стекле; там обычно показаны положения минимальной и максимальной заправки, нормальная заправка находится между ними. Уровень при работе установки может сильно колебаться, на некоторых компрессорах конструкция масляного насоса, когда нагнетательная трубка направлена прямо в стекло, не позволяет контролировать уровень масла во время работы, поэтому его следует проверять в период остановки. Большие агрегаты целесообразно заправлять через специально предусмотренный в схеме холодильной установки масляный насос, часто в холодильных установках предусматриваются целые маслозаправочные станции, оборудованные насосами, манометрами, датчиками уровня и арматурой. Следует знать, что холодильные масла должны находиться на открытом воздухе не более 10 мин, иначе они успевают набрать влаги из воздуха, которая, возможно, не будет поглощена фильтром-осушителем и замерзнет в дросселирующем органе. Надо учитывать, что масла различных фирм, имеют различные антикислотные и противоизносные добавки, поэтому масла, даже одинаковые по свойствам, нельзя смешивать. Синтетические масла, загрязненные минеральным маслом, теряют смешиваемость с фреоном, поэтому даже манометры, не говоря о заправочных шлангах и емкостях для масла, необходимо иметь под каждый тип масла и хладагента.

В зависимости от емкости установки, заправку холодильным агентом производят из цистерн или баллонов. Для этого в системе предусматриваются заправочный коллектор, специальный вентиль или ниппель. Заправку производят в линейный ресивер, жидкостной ресивер или в конденсатор. Следует учесть, что чиллеры, сплит-системы и моноблоки обычно имеют заводскую заправку маслом и холодильным агентом. Для того чтобы проверить заправку, следует присоединить к ниппелю манометр и, учитывая температуру окружающего воздуха, проверить давление в системе. Установка находится при температуре окружающего воздуха, поэтому холодильный агент внутри находится при температуре окружающего воздуха. Температурная шкала соответствующего хладагента на манометре должна показать температуру окружающего воздуха. Если температуры, а следовательно, давления отличаются, то машина либо не заправлена, либо заправлена инертным газом.

Перед заправкой надо проверить, все ли манометры и приборы автоматизации на месте, сняты ли заглушки на нагнетании и всасывании компрессора, так как все это грозит потерей холодильного агента. Смесевые неазеатропные и псевдоазеатропные холодильные агенты (R404A) заправлять можно лишь по жидкой фазе, баллон подключают к жидкостному ресиверу и установку заправляют жидким холодильным агентом. В противном случае более легко кипящий компонент попадет в систему в большей мере, смесь в установке будет иметь отличные от холодильного агента свойства и не обеспечит необходимых температур и производительности. Холодильные агенты, являющиеся одним веществом (R134A, R22), и азеатропные смеси (R502) можно заправлять по жидкой и газообразной фазам. При заправке по газообразной фазе баллон присоединяют к всасывающей линии работающей холодильной установки, и компрессор отсасывает из баллона пары агента в систему. Для ускорения заправки не следует греть баллон факельной горелкой или ставить баллон в горячую воду. Холодильные установки заправляют по массе, для чего используют весы или, что менее предпочтительно, зарядные цилиндры. В документации по оборудованию должна быть указана масса заправки. В случае отсутствия таких данных следует просчитать внутренний объем аппаратов в кубических метрах, умножить его на плотность холодильного агента в килограммах на кубических метр и получить массу заправки в килограммах. При кажущейся сложности такого расчета он прост и поможет впоследствии избежать дозаправки или слива агента.

Для заправки из баллона, на резьбовой штуцер навинчивают заправочный шланг, второй конец шланга присоединяют к системе, но гайку до конца не завинчивают и ставят баллон на весы. Перед заправкой необходимо продуть шланг от воздуха, для чего открывают на баллоне вентиль, и воздух выдавливается холодильным агентом из шланга, после чего гайку завинчивают. Заправочные вентили или ниппели на холодильной установке открывают, и по шлангу холодильный агент перетекает из баллона в систему, по весам контролируют массу заправленного агента. Более грамотно использовать не просто шланг, а заправочный коллектор и заправочные весы, при этом баллон шлангом присоединяют к штуцеру заправочных весов, вторым от весов — к среднему штуцеру коллектора, третьим шлангом — к системе. Заправка превращается таким образом в строго контролируемую процедуру, не допускающую случайностей. На пульте весов вводят необходимую массу заправки. Соленоид внутри весов открывается и агент подается на коллектор. Открыв вентиль на коллекторе, соединяют баллон с системой и производят заправку, контролируя давление по манометру. Соленоид в весах автоматически закроется, когда масса заправленного агента будет равна заданной. Вместо весов используют зарядный цилиндр, но там заправку производят по объему, на прозрачном цилиндре нанесены отметки для различных холодильных агентов, как на мерном стакане.

На крупных фреоновых системах следует предусмотреть варианты заправки из различных баллонов и бочек, для этого необходимо впаять в систему несколько ниппелей для баллонов на 13,7 кг с отсекающими вентилями, так как в случае течи в ниппеле вся система разгерметизируется. Кроме ниппелей, впаяв медную трубку диаметром Ду = 6 мм и запорный вентиль, следует предусмотреть штуцернониппельное соединение 3/4" для присоединения крупных баллонов и бочек.

Аммиак в систему заправляют по специально спроектированному коллектору, обязательно оборудованному обратным клапаном, манометром, запорной арматурой и вынесенному на улицу. Заправку производят по жидкой фазе. Должна быть предусмотрена возможность дозаправки системы из баллонов, поэтому на коллекторе располагают не только фланцы для присоединения к цистерне (обычно диаметром Ду = 50 мм), но и вентили со штуцерно-ниппельным соединением 3/4" для присоединения баллонов.

Так как аммиак взрывоопасен, заправка оформляется актом, где отражают готовность общеобменной и аварийной вентиляции, наличие обученного персонала и СИЗ, проектной, технологической документации и плана локализации аварии. Заправку из железнодорожных цистерн производят по гибкой стыковке при помощи консольного участка стальной трубы длиной 5-7 м, изогнутой в виде колена, или змеевика, гибких металлических или неметаллических рукавов, шарнирных поворотных соединений, из автомобильных цистерн — по съемному трубопроводу автомашины-заправщика. Подвижность соединения объясняется тем, что цистерна по мере опорожнения будет подниматься на амортизаторах. Остаточное давление в цистерне должно оставаться после опорожнения не менее 0,05 МПа, при утечках нельзя устранять их до тех пор, пока давление в емкости не снизится до атмосферного.

Платформу для доступа к заправочной арматуре выполняют несгораемой, удобной для работ и эвакуации. За цистернами на территории предприятия организуется круглосуточное наблюдение. Цистерны при приемке осматривают на наличие пломб, исправность арматуры. Локомотив при заправке отгоняют от цистерны не менее чем на 3 м. Колеса цистерн как автомобильных, так и железнодорожных подклинивают башмаками. Цистерну заземляют и подключают к блокировке сдвига цистерны. Перед заправкой необходимо опорожнить приямки, предназначенные для возможных проливов аммиака, исключить доступ посторонних и транспорта к месту заправки, подготовить средства локализации. Огневые работы и курение при заправке запрещаются, при возникновении пожара вблизи цистерны ее отводят на безопасное расстояние и поливают водой до ликвидации опасности. При присоединении и отсоединении цистерны персонал должен находиться в СИЗ органов дыхания и кожи.

Заправку аммиаком производят в вакуумированные емкости, после заправки цистерну пломбируют и сдают представителю железной дороги или сопровождающему автоцистерну; им выдается справка о количестве аммиака в цистерне. Вентили заправочного коллектора после заправки закрывают, пломбируют, и всю приемную часть закрывают на ключ. Все операции по заправке производят под руководством инженерно-технического работника.

Следует выполнять все инструкции заводов-изготовителей по заправке и опорожнению оборудования.

При заправке холодильным агентом удобно пользоваться линейкой, переводящей давление в температуру. На манометрах зачастую не бывает температурной шкалы, поэтому линейка помогает быстро перевести давление в температуру. Кроме того, она очень компактна, имеет различные шкалы давлений (bar, psia, in Hg), температуры (°C, °F), выполнена для различных холодильных агентов, в том числе аммиака. Случается, что холодильная техника, пришедшая из Испании, США, Италии и Азии, имеет обозначения давления, psia, и температуры, °F, при помощи линейки их можно перевести в метрическую систему. Гораздо труднее перевести заправку холодильным агентом, указанную в баррелях, галлонах и пинтах, кубических дюймах, футах и ярдах, а также мощность, указанную в лошадиных силах. Для этого необходимы специальные переводные таблицы.

Заправку систем хладоносителем производят через специально предназначенные для этого в схеме штуцеры или в бак хладоносителя. В крупных установках предусматривают специальные станции по приготовлению хладоноси-теля, специальные баки объемом до 5 м3, оборудованные стационарными насосами для перекачивания хладоноси-теля в систему. Такую станцию очень удобно иметь, однако она занимает много места, а используется один-два раза за 10 лет. По опыту заправки систем ледового поля катка объемом по 40%-ному водному раствору этиленгликоля 12 м3 три человека без дополнительной механизации, используя обычную 220-литровую бочку для разведения раствора и небольшой насос, за 3 ч наполняют поле. Поэтому приходящий в бочках гликоль следует наливать в нужной пропорции, принятой в проекте или в технической документации на оборудование, во временную чистую емкость (бочку, бак; продаются специальные пластиковые бочки с мешалками). На бочку навинчивают специальный ручной бочковой насос (например «Biltema») или используют обычный бытовой насос типа «Малыш», который применяют для добавки в емкость чистой воды, хорошо размешивают и тем же насосом по шлангам заправляют в систему. В случае, если в гликоль не были внесены ингибиторы коррозии, следует их при разведении влить в нужной пропорции, указанной поставщиком гликоля. Есть несколько особенностей при разведении гликолей: нельзя закачивать в систему гликоль, а потом воду в надежде, что маршевыми насосами в системе он перемешается, гликоль может пробками ходить по системе и вода замерзнет в теплообменнике; пропиленгликоль в чистом виде горюч, поэтому следует предусмотреть меры по защите площадки от проливов, не допускать вблизи открытого пламени и курения, приготовить средства пожаротушения, желательно заниматься разведением пропиленгликоля на улице, в растворе с водой, он перестает гореть; необходимо отметить, что концентрация гликоля в растворе более 60 % не имеет смысла.

Использования СаС12 и других солей следует избегать для новых установок. При кажущейся дешевизне проблемы коррозии, засорения фильтров при эксплуатации, работы с разъедающим кожу рассолом перевешивают все достоинства. Соль поставляют в мешках; она содержит песок, мелкие камни, поэтому раствору надо дать отстояться. Отбор из бака разведения не следует делать из нижней точки. Насос для заполнения требуется обеспечить фильтром на всасывании, так как среда агрессивная, бытовые насосы применяться не могут, они имеют нестойкие к соли прокладки. Редко, в основном на пищевых предприятиях, используют водные растворы глицерина, различных спиртов, иногда смесь разных растворов; их можно готовить по схеме разведения гликолей.

Водой контур оборотного водоснабжения заполняют из горводопровода по подпиточной трубе. Часто на подпиточ-ном трубопроводе устанавливают системы водоподготовки, обрабатывающие воду для снижения жесткости или умягчения. Системы водоподготовки бывают электромагнитные, химические или обратного осмоса. В случае, если на предприятии предусмотрена обработка воды, следует использовать такую воду, что снизит или предотвратит отложение водяного камня на теплообменных поверхностях кожухо-трубных и испарительных конденсаторов, маслоохладителей и градирен. При использовании необработанной воды в течение 3 лет можно лишиться маслоохладителя на компрессорном агрегате. При заполнении в зимнее время системы оборотного водоснабжения обогреватели поддонов конденсаторов и градирен, встроенных в испарительные конденсаторы насосов, необходимо включить заранее.

← Назад    |    Оглавление    |    Вперед →













Чиллеры.ру - главная страница